Пегтымельские петроглифы
Город: Пегтымель
Как добраться: Добраться до пегтымельских петроглифов можно на вездеходах или вахтовке из Певека. Певек связан прямым авиасообщением с Москвой.
Скалы Куйкульского обрыва, расположенные на реке Пегтымель в Чукотском автономном округе, известны своими самыми северными не только в нашей стране, но и в мире петроглифами, изображающими таинственных людей-мухоморов и сюжетные сценки охоты на китов, оленей и тюленей. Место нахождения Пегтымельских петроглифов – долина на правом берегу реки Пегтымель, приблизительно в 50 километрах от берега Восточно-Сибирского моря. Обнаружили их почти 60 лет назад.
Даже в каменном веке у людей были возможности передачи информации, и именно петроглифы являются таким древним способом. Появлялись они в таких ключевых географических точках, имеющих важное значение для древних людей, переправах через реки и горных перевалах. Часто их возникновение было связано с местом, где проводились ритуальные празднества или находились святилища.
Рисунки расположились на близстоящих 12 скалах известного ученым Куйкуульского обрыва. Площадь основных изображений составляет порядка 1,5 км вдоль обрыва при высоте скал в 30 м. Ранее было найдены десятки рисунков, последующие экспедиции также оказались плодотворными, и ученым удалось обнаружить еще 170 изображений, причем сюжетная линия в них отличается от ранее найденных рисунков.
Пегтымельские рисунки уникальны, ведь из доподлинно известных исследователям петроглифов на данное время они наиболее поздние. Учеными их приблизительный возраст датируется первым концом прошлой эры или началом нашей эры. Кроме того, именно наскальное творчество Пегтымеля это единственные в своем роде заполярные наскальные картины в нашей стране.
Техника рисунков скал Куйкуульского обрыва разнообразна, часть из них просто выбита по еле заметным штрихам предварительных эскизов, а часть является гравировкой на горной породе. Орудовали древние живописцы белым кварцем. Рисунки небольшие по размеру, с ладонь взрослого человека. Часть из них к тому же расположена в скальных нишах, поэтому петроглифы прекрасно видно лишь сидящего перед ними человека, а вот со стороны реки их практически не видно. Невозможно рассмотреть рисунки и с верхней площадки обрыва.
В древние времена на территории современной Чукотки проживали две группы людей, отличающихся между собой. Предки современных юкагиров были охотниками, их добычей были дикие олени. Предки современных эскимосов в это время уже осваивали наиболее передовую морскую охоту. Поэтому и рисунки на скалах двух разных видов.
Обычно это изображения северного оленя и даже целого стада, или сюжетных картинок охоты. На рисунках можно увидеть охотников, преследующих оленей на водной глади реки. На петроглифах можно увидеть плывущих оленей и охотников на каяках с копьями и гарпунами. Есть рисунки, на которых люди сидят в больших лодках и мешают оленям перебираться на другой берег реки.
Интересны сцены, в которых охота ведется на суше, где охотникам помогают собаки, и рисунки волков, загоняющих оленей. На петроглифах можно рассмотреть пики и рогатины, с которыми древние люди охотились на медведей, журавлей, лосей, других птиц или животных. Изображений морской охоты значительно меньше, зато на рисунках можно увидеть своеобразные конструкции из китовых костей. Привлекали древних художников экстремальные сцены, раскрывающие характер людей и животных, различные, плохо поддающиеся описанию, картины видений и ритуалов.
В отдельную группу можно отнести рисунки, на которых изображены люди-мухоморы. У танцующих фигур грибы могут находиться на голове и даже вместо головы. Шляпок может быть две или больше, ножки грибов выполняют роль ног людей-мухоморов. Самый крупный петроглиф такого типа высотой почти в полметра изображает ритуальный танец людей-мухоморов рядом женщиной.
Мухомор для древнейших народов, проживающих на территории современных Сибири и Дальневосточного округа, был известен своим культовым значением, его применяли в ритуалах или медицине, шаманам же он требовался для вхождения в состояние транса. Изображая людей-мухоморов в одном ряду с людьми-охотниками, древние художники показывали символичность связи земных и загробных жизней.