Усадьба Кусково

Регион: Москва
Город: г. Москва
Как добраться: метро "Рязанский проспект", далее авт. 133 и 208 до ост. "Музей Кусково"; метро "Выхино", далее авт. 620, маршрут. такси 9М до ост. "Музей Кусково"; метро "Новогиреево", далее трол. 64, авт. 615, 247 до ост. "Улица Юности".
Усадьба Кусково расположена в восточной части Москвы и территориально принадлежит к району Вешняки. Главной её частью, построенной в основном во второй половине XVIII века, является архитектурно-художественный ансамбль, окружённый французским регулярным парком. В состав имения также входили английский парк «Гай», запрудная часть и зверинец.
Первые упоминания о Кусково относятся к концу XVI века. К 1623-1624 годам на месте будущей усадьбы были лишь боярский двор, деревянная церковь да постройки для крепостных, принадлежавших хозяевам поместья — Шереметевым, бессменным владельцам имения на протяжении трех столетий. Расцвет усадьбы пришелся на вторую половину XVIII века и неразрывно связано с тогдашним хозяином — Петром Борисовичем Шереметевым. С этого времени здесь строился замечательный архитектурный комплекс, включавший в себя Дворец — главный элемент композиции, разнообразные павильоны в парке, охотничий домик, зверинец, кунсткамеру и оранжерею, а также регулярный парк с прудами и мраморными статуями.
Огромная территория имения (около 230 гектар) позволяла устраивать большие праздники и приёмы для нескольких десятков тысяч гостей. Историки отмечают немалую роль в создании этого великолепия крепостных архитекторов Алексея Миронова и Федора Аргунова.
Строительство Большого дома, как ранее называли Дворец, происходило под руководством столичного архитектора Карла Бланка. Оно длилось более пяти лет – с 1769 по 1775 годы. Деревянное здание на каменном основании имеет два этажа. В высоком каменном цоколе располагались помещения для хозяйственных нужд и винные погреба. Архитектурная композиция главного здания усадьбы, в котором проводились летние торжественные приемы, соответствует типичным образцам русского зодчества второй половины XVIII века и вместе с тем несет в себе черты раннего классицизма. Фасад Большого дома украшают три портика. На центральном, самом большом и торжественном, изображен графский вензель – «PS» под короной, весь фронтон покрыт пышной резьбой по дереву. Боковые портики декорированы разнообразными военными атрибутами. К парадному входу гости владельца усадьбы могли подняться по широкой белокаменной лестнице, а для карет были предусмотрены пологие пандусы, фланкированные фигурами сфинксов.
Помимо пышных многотысячных приемов и иных торжеств, в усадьбе проводились и небольшие праздники с ограниченным кругом приглашенных. В таких случаях использовался Итальянский домик, построенный задолго до Дворца, еще в 1755 году, Ю.В. Кологривовым, многое перенявшим у римских архитекторов. Это здание также использовалось и как вместилище для значительной коллекции раритетов, собиравшихся Шереметевыми в течение многих лет.
Самым старшим из сооружений усадьбы является Голландский домик, построенный в 1749 году как дань уважения к эпохе Петра Первого и его увлечениям. Представляя собой широко распространенный впоследствии тип усадебных построек, это небольшое здание было одним из первых подобных художественно-законченных сооружений в России. Располагалось оно рядом с подъемным мостом, по которому гости попадали в имение. Кроме архитектурных особенностей домика (ступенчатый фронтон, частые переплеты окон), о голландской культуре и её влиянии на нашу страну напоминало и другое: пруд, похожий на канал, выращиваемые в огороде капуста и спаржа, садовые гиацинты и тюльпаны.
Особое внимание привлекают павильоны усадьбы. Один из них — «Грот» — построен из камня в стиле барокко, отделан цветным стеклом и туфом. Из украшений стоит отметить львиные головы над окнами, мраморные скульптуры в нишах и украшения на фронтонах. Фёдор Аргунов, руководившей созданием этого сооружения в 1755-1761 годах, задумывал «Грот» как сочетание стихии камня и воды. Другой павильон — «Эрмитаж» — был доступен лишь для избранных. На первом этаже помещалась обслуга, готовившая пищу и напитки, которые подавались наверх на подъемном столе. На втором этаже располагались те, кто по тем или иным причинам хотел уединиться от остальных жителей или гостей усадьбы, воспользовавшись механическим лифтом.
После Великой Октябрьской революции усадьба, как и все прочие имения и дома Шереметевых, была национализирована, и 1 мая 1919 года для посетителей открыл свои двери Государственный музей-усадьба «Кусково». Позднее, в 1932 году фонды музея были объединены с коллекцией фарфора и стекла Государственного музея керамики, и в течение следующих десятилетий происходили неоднократные пополнения собрания экспонатов учреждения, в настоящее время насчитывающему свыше 50 тысяч экземпляров.
Сотрудники музейного комплекса принимают активное участие в проведении разнообразных всероссийских и международных выставок, в том числе и совместно с другими музеями. В летний период в залах усадьбы слышится классическая музыка – это традиционные фестивали, на которых выступают как звезды отечественной и зарубежной сцены. Мелодии прошедших лет в сочетании со старинной обстановкой производят неизгладимое впечатление на посетителей.

Усадьба Кусково

Адрес: ул. Юности, дом 2
Телефон: +7 (495) 375-31-31
E-mail: museum@kuskovo.ru
Сайт: www.kuskovo.ru

Туры такого же вида туризма

Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник

Соловецкий архипелаг (Соловки) расположен в западной части Белого моря между Карельским Поморьем и Летним берегом Онежского полуострова, недалеко от Полярного круга и состоит

Горный парк "Рускеала"

Одно из ярчайших и удивительных мест Северного Приладожья – горный парк «Рускеала» – единственный в своем роде комплексный памятник природы и истории горного дела.

Вокнаволок

Вокнаволок - старинная рунопевческая деревня, основанная в XVII веке и расположенная на живописном берегу озера Верхнее Куйто примерно в пятидесяти километрах от Костомукши.

Калевала

Поселок Калевала - центр Калевальского района. Около 45% его населения составляют карелы. Впервые п.Калевала упоминается в XVII веке как село Ухта. В XIX в. Ухта была

Войница

Войницу с полным основанием можно считать самой значительной рунопевческой деревней Беломорской Карелии. Именно здесь у Элиаса Леннората родился замысел собрать карельские руны

Беломорско-Балтийский канал

"Беломорско-Балтийский канал" представляет собой систему гидротехнических сооружений, жилых и административных зданий, памятных мест подневольного труда и места захоронения

Александро-Невский собор, 1832 г.

В 1774 году, когда вся Россия отмечала 50-летие перенесения мощей святого Александра Невского в Александро-Невский монастырь, возведенный на берегах Невы на месте первой победы

Остров Кий

Кий-остров — шедевр северной природы. На небольшой территории острова можно увидеть все разнообразие северных ландшафтов: от многометровых гранитных скал до маленьких озер,

Дом купцов Пьянковых (I пол. XIX в.)

Среди небольших деревянных домиков, составляющих основную застройку улиц города Сольвычегодска, выделяется крупное каменное здание усадебного типа - Дом купцов Пьянковых.

Дом-усадьба художника А. Борисова

Созданный в стиле модерн загородный дом А.А. Борисова включает в себя соединение многих архитектурных стилей, приемы и элементы которых, в полном объеме создают удивительный