Вокнаволок из История

Регион: Республика Карелия
Город: д. Волнавок
Вокнаволок - старинная рунопевческая деревня, основанная в XVII веке и расположенная на живописном берегу озера Верхнее Куйто примерно в пятидесяти километрах от Костомукши. Именно в этих краях на протяжении столетий формировались культура, традиции и быт северных карел.

В деревне Вокнаволок насчитывается более 200 домов и около 500 жителей. Из них карелов — 85%. Большая часть населения деревни общается между собой на местном диалекте карельского языка, который очень близок к финскому. Вокнаволок - самая национальная деревня в Карелии. Трудно найти семью, которая не имеет какого-либо родственного отношения с известными рунопевческими родами Беломорской Карелии.

В Вокнаволоке и окружающих его деревнях имеется свыше 30 памятников архитектуры, представленных старыми карельскими избами, хозяйственными постройками (амбары, бани) и культовыми сооружениями. Это одно из немногих мест в Карелии, да и в Финляндии, где в 18 веке старые традиции, сказания и руны сохранились в первозданном виде. И поэтому Вокнаволок издавна считался старинным рунопевческим центром Беломорской Карелии, который был для собирателей фольклора, в т.ч. финских главной целью.

Деревне около 400 лет. В 18 веке в Вокнаволоке в разное время побывали Элиас Леннротт финский этнограф, финский художник Луис Спарре, фотограф Инха, Аксел Галлен и др. Леннротт бывал в Вокнаволоке не один раз. Во время его посещения в деревне насчитывалось 70 домов по одной стороне улицы, позже их число возросло до 200. Жителей тогда было около 1000 чел. Из них рунопевцев было несколько десятков, как ни в одной другой деревне, из-за этого Леннротт часто называл деревню "Поющий Вокнаволок".

Из всех известных рунопевцев Вокнаволока в 20 веке можно особо выделить Мари Ремшу. Мари училась петь руны у матери и бабушки и многих других сказителей и рунопевцев. Благодаря ей сохранилось и было записано много старинных рун в их первозданном виде, в 1934г. к ней приезжали записывать руны и сказания этнографы из Петрозаводска, эти руны позже были опубликованы. Мари Ремшу также приглашали в Петрозаводск, Ленинград и в Москву на празднование 100-летия эпоса "Калевала", там ее исполнение слушал сам М. Горький. Мари также и сама писала руны в старинном стиле и была принята в Петрозаводский союз писателей.

В деревне находится памятник Михкали - сыну Архиппы Перттунена. Бронзовый памятник установлен на небольшом возвышении, и в качестве фундамента использован выход скалы. Памятник выполнен в натуральную величину и, кажется, что присел древний рунопевец лицом к великому Куйтто и, глядя вдаль, сейчас начнет петь свои руны О Мийхкали Перттунене, или "слепом Мийхкали", известно гораздо больше, чем о его отце, поскольку сына знали многие ладвозерские старики (в 1999 году исполнилось 100 лет со дня его смерти). По церковным книгам, в 1840 году, в возрасте 22 лет он женился. У супругов родилось пятеро детей, в свою очередь оставивших многочисленное потомство.За Мийхкали в литературе закрепилось определение "северный Гомер", и слава его не меркнет рядом со славою отца. От Мийхкали записано около трех с половиной тысяч строк калевальской поэзии.

В деревне сохранились памятники традиционной деревянной архитектуры, в том числе, дом Онтси, где раньше работал постоялый двор. Во дворе конюшня и четыре старинных амбара. Помимо дома Онтси в этой части деревни есть и другие старые дома.

В сентябре 1991 года Фондом им. Архиппы Перттунена здесь был воздвигнут памятник рунопевцу Мийхкали (Михайлу) Перттунену. Бронзовый памятник принадлежит руке скульптора Алпо Сайло и служит воротами в историческую часть деревни Вокнаволок.

В 2009 году в деревне начал осуществлять свою деятельность Дом Деревни, являясь по сути этно-культурным центром региона. Путем реставрации 1 этажа здания старой школы в д.Вокнаволок были оборудованы мастерские, помещения для работы музея, фольклорных коллективов, офиса НП "Калевальский" и др

Вокнаволок

Адрес:
Телефон:
E-mail:
Сайт:

Туры такого же вида туризма

Древний Мир, ЦИМ

В 2003 году Самарское Региональное Отделение Всероссийского Общества Охраны Памятников Истории и Культуры приступило к реализации проекта по созданию Центра Исторического

Дом древнего человека

Солонешенский район расположен в юго-восточной части Алтайского края. Территория района полностью находится в низкогорно-среднегорной его части, что делает природу этих мест

Царский курган

Царский курган располагается в долине реки Сентелек Алтайского края. По мнению ученых, этот курган был создан еще в 5 веке до н.э. Считается также, что данный археологический

Стоянка древнего человека "Диринг-Юрях"

В сентябре 1982 года на правом живописном берегу реки Русь (Лены), в 140 километрах выше Якутска — столицы народа Саха, в местности Диринг-Юрях, Приленской археологической

Петроглифы на Восточном берегу Онежского озера

Онежские петроглифы - это "грандиозный первобытный храм солнца, где куполом было само небо, иконостасом – гранитные скалы с петроглифами, а алтарем – горизонт с живым солнечным

Археологический комплекс "Беломорские петроглифы"

Археологический комплекс "Беломорские петроглифы" (видеосюжет) включает в себя рисунки (выбивки) на скалах и более 30 обнаруженных стоянок древнего человека, датируемых

Вокнаволок

Вокнаволок - старинная рунопевческая деревня, основанная в XVII веке и расположенная на живописном берегу озера Верхнее Куйто примерно в пятидесяти километрах от Костомукши.

Калевала

Поселок Калевала - центр Калевальского района. Около 45% его населения составляют карелы. Впервые п.Калевала упоминается в XVII веке как село Ухта. В XIX в. Ухта была оживленным

Войница

Войницу с полным основанием можно считать самой значительной рунопевческой деревней Беломорской Карелии. Именно здесь у Элиаса Леннората родился замысел собрать карельские руны

Культовые памятники древних саамов на островах Кузова

Архипелаг Кузова лежит в Белом море, на пути из порта Кемь на Соловецкие острова. От города Кемь до Кузовов, по современным меркам, рукой подать. Всего-то тридцать километров.

Ваше Имя Ваш email Ваш телефон Сообщение

* - обязательные поля