Ининские стелы из История

Регион: Республика Алтай
Город: с. Иня
Село Иня было некогда одним из самых процветающих, но в последнее время постепенно это процветание сходило на нет. Село находится на правом берегу реки Катунь.

В селе в Катунь впадает речушка Иня, стекающая с хребта Салджар. Горы в районе села невысокие (1000 – 1500 м) и почти безлесые. Вокруг села масса курганов и безкурганных захоронений. В полукилометре от села на юг находятся знаменитые Ининские стелы.

Каменные стелы, с.ИняС трассы Чуйского тракта хорошо видны четыре стелы - вертикально врытые в землю длинные камни (оленные камни), стоящие в ряд. Два из них более двух метров, два поменьше. Все стелы обращены символическими лицами на север и стоят неподвижно уже тысячи лет, словно оберегают чей-то покой. 

С эпохи бронзы эти стелы считались культовыми объектами и использовались разными народами в соответствии с существующим у них обрядовым каноном. Так, например, в раннескифскую эпоху на одну из стел были нанесены изображения пояса и чекана, что было характерно для изображений на стелах того времени. А в эпоху древних тюрок спустя несколько веков, стелы, уже, по-видимому, лежащие на земле, были использованы для строительства поминального сооружения.

В.Я. Шишков так описывает эти древние памятники:

"... возле Ини есть каменная баба. Это огромная тонкая плита, больше сажени в квадрате, ловко воткнутая торчком в землю. 
Стоишь возле нее, маленький, и думаешь: "Как мог дикий человек умудриться ее, матушку, трехсотпудовую, притащить сюда, поднять на ребро и врыть в землю?"
 
По алтайским легендам, "каменные бабы" одушевлённы и могут "ходить". 

На Алтае верят в "каменную силу", верят в то, что камни и горы есть живые существа, и, считая многие горы "священными", запрещают восхождения на них. У большинства оленных камней сохранившихся на территории Алтая нет лиц, поскольку они были разрушены из-за того, что казались слишком страшными. 

Есть оленные камни, на которых нет следов скола, - то есть они заведомо были сделаны без лица. 

Из алтайских легенд явствует, что оленные камни являются как бы своеобразными "антеннами", соединяющими наш мир с подземным миром, а их наклон указывает на направление, откуда придут "каменные люди". 

В 22 км дальше по трассе находится Чуйский Оленный камень - каменное изваяние с человеческим лицом.

Ининские стеллы,с.Иня

Возможно, каменные стелы использовались в качестве ограждения древнетюркского поминального комплекса. В нескольких метрах от стел находится курган. Примечательно то, что вокруг огромное поле, на котором нет никаких камней, из которых мог бы быть возведен этот курган.

Все каменные стелы обращены символическими лицами на север.

История: В 1980-е года на восточной окраине села Иня археолог Кубарев В.Д. нашел лежащие и частично заросшие землей три длинные стелы. Высота самой высокой стелы превышала 4 метра. Все стелы были установлены в предполагаемом первоначальном положении. Ученый отнес появление стел к эпохе энеолита. В те времена, свыше пяти тысяч лет назад, оленные камни являлись основой древнего культового объекта.

По некоторым данным здесь раньше стояло еще одно каменное изваяние, относящееся к энеолитической эпохе. Его верхняя часть была отбита уже в наше время и сейчас находится в Краеведческом музее Горно-Алтайска.

В.Я. Шишков так описывает эти древние памятники "... возле Ини есть каменная баба. Это огромная тонкая плита, больше сажени в квадрате, ловко воткнутая торчком в землю. Стоишь возле нее, маленький, и думаешь: "Как мог дикий человек умудриться ее, матушку, трехсотпудовую, притащить сюда, поднять на ребро и врыть в землю?". Но наше недоумение тут же разрешает наш проводник и рассказывает следующую легенду: "В нетеперешние времена, когда белой березы на свете не было, проезжал этим местом сильный богатырь. Ему нужно было на Чую попасть, а брода он не знал. Поехал без брода, о река глубокая до быстрой: конь чуть не захлебался. Однако выплыл, лишь потник, что у коня под седлом, подмочил. Надо потник высушить. Огляделся богатырь кругом - ни одного кустика: ровная степь среди гор, потник повесить для просушки не на что. Золез тогда богатырь на гору, выворотил каменище, да как хватит с горы! Как гвоздь камень вторгнулся, на сажень в землю ушел. Вот этот самый и есть. Так старики сказывают".

Ининские стелы

Адрес:
Телефон:
E-mail:
Сайт:

Туры такого же вида туризма

Древний Мир, ЦИМ

В 2003 году Самарское Региональное Отделение Всероссийского Общества Охраны Памятников Истории и Культуры приступило к реализации проекта по созданию Центра Исторического

Дом древнего человека

Солонешенский район расположен в юго-восточной части Алтайского края. Территория района полностью находится в низкогорно-среднегорной его части, что делает природу этих мест

Царский курган

Царский курган располагается в долине реки Сентелек Алтайского края. По мнению ученых, этот курган был создан еще в 5 веке до н.э. Считается также, что данный археологический

Стоянка древнего человека "Диринг-Юрях"

В сентябре 1982 года на правом живописном берегу реки Русь (Лены), в 140 километрах выше Якутска — столицы народа Саха, в местности Диринг-Юрях, Приленской археологической

Петроглифы на Восточном берегу Онежского озера

Онежские петроглифы - это "грандиозный первобытный храм солнца, где куполом было само небо, иконостасом – гранитные скалы с петроглифами, а алтарем – горизонт с живым солнечным

Археологический комплекс "Беломорские петроглифы"

Археологический комплекс "Беломорские петроглифы" (видеосюжет) включает в себя рисунки (выбивки) на скалах и более 30 обнаруженных стоянок древнего человека, датируемых

Вокнаволок

Вокнаволок - старинная рунопевческая деревня, основанная в XVII веке и расположенная на живописном берегу озера Верхнее Куйто примерно в пятидесяти километрах от Костомукши.

Калевала

Поселок Калевала - центр Калевальского района. Около 45% его населения составляют карелы. Впервые п.Калевала упоминается в XVII веке как село Ухта. В XIX в. Ухта была оживленным

Войница

Войницу с полным основанием можно считать самой значительной рунопевческой деревней Беломорской Карелии. Именно здесь у Элиаса Леннората родился замысел собрать карельские руны

Культовые памятники древних саамов на островах Кузова

Архипелаг Кузова лежит в Белом море, на пути из порта Кемь на Соловецкие острова. От города Кемь до Кузовов, по современным меркам, рукой подать. Всего-то тридцать километров.

Ваше Имя Ваш email Ваш телефон Сообщение

* - обязательные поля