Александро-Невский собор, 1832 г.

Регион: Республика Карелия
Город: Петрозаводск
Как добраться: К собору можно выйти с пл. Кирова через зону отдыха, по одному из мостов через Лососинку, а затем двигаться по наб. Гюллинга в противоположную от озера сторону
В 1774 году, когда вся Россия отмечала 50-летие перенесения мощей святого Александра Невского в Александро-Невский монастырь, возведенный на берегах Невы на месте первой победы князя над шведами, в слободе Петровских заводов был построен новый завод, находящийся выше по течению реки Лососинки. По указу императрицы Екатерины II от 14 июня 1774 года он получил название Александровский, в честь князя Александра Невского.
 
Александровский завод лил пушки для защиты отечества, а по воскресеньям и праздничным дням служители и мастеровые ходили в Троицкую церковь, которая находилась около Зарецкого кладбища рядом со старой Крестовоздвиженской. Церковь была ветхой и маленькой, поэтому возникла идея построить новую - каменную заводскую церковь. На старинном плане города Петрозаводска, составленном в 1785 году и утвержденном князем Михаилом Долгоруким, уже отмечено место для новой заводской церкви в слободке, по правому берегу реки Лососинки, недалеко от Александровского завода.
 
Преосвященный Серафим митрополит Новгородский благословил устроение нового храма, а 25 апреля 1825 г. было получено разрешение на строительство церкви из Департамента горных и соляных дел, в ведении которого находился Александровский завод.
 
Александро-Невский собор
Был объявлен конкурс проектов будущей церкви, на который представили свои работы три архитектора: Джакомо Кваренги, Гесте и А.И.Посников. Победил проект Александра Ивановича Посникова, служившего архитектором в Департаменте горных и соляных дел, так как его проект более других соответствовал финансовым возможностям заводского общества. Для строительства церкви 23 февраля 1826 г. была учреждена особая комиссия под председательством управляющего Олонецкими горными заводами Адама В.Армстронга.
 
Подготовительные работы по строительству начались в 1825 г., производилась заготовка строительных материалов и заключались договора с подрядчиками. Основные работы по подготовке строительных материалов выполнялись крестьянскими артелями из разных уездов Олонецкой губернии. Они заготовляли камень, лес, известь для строительства, кроме того на подвозке заготовленных стройматериалов были заняты целые бригады возчиков, состоящие из местных крестьян.
 
Для производства каменных работ были приглашены мастера каменного дела под руководством Пьетро Карло Модерни, итальянца по происхождению, который руководил работами на протяжении двух лет с 1826 по 1828 г., все работы были завершены в срок и с хорошим качеством. Малярные работы в храме выполнили: малярного цеха г.Санкт- Петербурга мастер Викула Евстафьев и крестьянин Костромской губернии Тимофей Козьмин с артелью, работы были закончены 8 сентября 1831 г. Кровельные работы производила холмогорская артель во главе с петербургским мастером Черняевым, но многие работы, в том числе и отделочные, выполняли местные мастера из городских жителей и крестьян. Строительство стоило больших затрат и денег явно не хватало, поэтому казна выделила весьма значительную сумму для завершения работ.
 
Возводили церковь всем миром и к началу 1832 г. строительство было закончено. 27 января, в день святого Иоанна Златоуста, Преосвященный Игнатий первый епископ Олонецкий, освятил главный престол храма во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Боковые приделы были освящены во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы и святителя Николая Чудотворца.
 
В советское время храм был закрыт. В 1929 г. его передали краеведческому музею, в ведении которого он находился до 15 июня 1990 года, когда Совмин Карельской АССР издал распоряжение о передаче исторических зданий на бывшей Круглой площади (пл.Ленина) для Карельского краеведческого музея. Музей смог освободить здание церкви только в 1993 году, после этого начались восстановительные работы. Реставрация продолжалась почти 10 лет, и в 2002 году храм заново освятили. На звоннице установили восемь колоколов, изготовленных в Воронеже по старинной технологии (самый большой колокол весит 1,5 т).

Александро-Невский собор, 1832 г.

Адрес: пр. Александра Невского, 32

Туры такого же вида туризма

Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник

Соловецкий архипелаг (Соловки) расположен в западной части Белого моря между Карельским Поморьем и Летним берегом Онежского полуострова, недалеко от Полярного круга и состоит

Горный парк "Рускеала"

Одно из ярчайших и удивительных мест Северного Приладожья – горный парк «Рускеала» – единственный в своем роде комплексный памятник природы и истории горного дела.

Вокнаволок

Вокнаволок - старинная рунопевческая деревня, основанная в XVII веке и расположенная на живописном берегу озера Верхнее Куйто примерно в пятидесяти километрах от Костомукши.

Калевала

Поселок Калевала - центр Калевальского района. Около 45% его населения составляют карелы. Впервые п.Калевала упоминается в XVII веке как село Ухта. В XIX в. Ухта была

Войница

Войницу с полным основанием можно считать самой значительной рунопевческой деревней Беломорской Карелии. Именно здесь у Элиаса Леннората родился замысел собрать карельские руны

Беломорско-Балтийский канал

"Беломорско-Балтийский канал" представляет собой систему гидротехнических сооружений, жилых и административных зданий, памятных мест подневольного труда и места захоронения

Александро-Невский собор, 1832 г.

В 1774 году, когда вся Россия отмечала 50-летие перенесения мощей святого Александра Невского в Александро-Невский монастырь, возведенный на берегах Невы на месте первой победы

Остров Кий

Кий-остров — шедевр северной природы. На небольшой территории острова можно увидеть все разнообразие северных ландшафтов: от многометровых гранитных скал до маленьких озер,

Дом купцов Пьянковых (I пол. XIX в.)

Среди небольших деревянных домиков, составляющих основную застройку улиц города Сольвычегодска, выделяется крупное каменное здание усадебного типа - Дом купцов Пьянковых.

Дом-усадьба художника А. Борисова

Созданный в стиле модерн загородный дом А.А. Борисова включает в себя соединение многих архитектурных стилей, приемы и элементы которых, в полном объеме создают удивительный