Медвежий праздник Ханты – хранителей культа медведя

Ближайшие события
 
Медвежий праздник Ханты – хранителей культа медведя

Туроператор:  Дикий Север
Регион:  Свердловская область

Медвежий праздник Ханты – хранителей культа медведя

Полное название маршрута: "Ханты – хранители культа медведя. Жизнь коренных жителей ЯМАЛа. Медвежьи игрища. По следам древних менквов. Рыбалка и охота у ханты. Стойбище оленеводов ханты".

Уникальное этнографическое мероприятие на Ямале. Единственная в мире сохранившаяся только у народа ханты традиция – обряд  "Медвежьи игрища". Культ медведя характерен для многих народов Севера, но медвежий праздник в полной мере сохранился лишь у племён ханты.

С 2016 г обряд «Медвежьи игрища» находится под защитой ЮНЕСКО как памятник нематериального культурного наследия.

Один раз в год, с февраля по март, на севере, только на Сынской земле в Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого Автономного округа, проходит удивительный праздник по сохранению и передачи традиций древнего сакрального обряда «Праздник медведя». Местные жители с удовольствием делятся секретами изготовления предметов быта коренных народов Северного Урала: берестяной туес, изделия из кости (резьба по кости), женские бисерные украшения «сак паль», обрядовых атрибутов (шапка, рукавицы с орнаментами). В рамках праздника пройдут наглядные обучающие занятия: разучивание песен и сценок на языке Сынских ханты, мужские и женские танцы. Желающие, смогут приобщиться к традиционному быту народностей ханты - посетить родовую деревню, примерить традиционный костюм, сходить на охоту, рыбалку, отведать блюда хантыйской кухни, посетить оленье стойбище и многое другое.

Север - прекрасен и притягателен. Кто хоть раз побывал в этих широтах, непременно захочет вернуться сюда снова и снова. Как живут здесь люди, что едят, каким молятся богам и кого почитают, на эти и другие вопросы каждый может получить ответ, посетив гостеприимный ЯМАЛ.

Во время путешествия Вы сможете прочувствовать всю прелесть северной жизни, погостить в доме коренных местных народов  (в традиционных жилищах хантов: деревянном доме, чуме или чуме-палатке), научится традиционным ремеслам (резьбе по кости, обработке меха и изготовить для себя берестяной туес, сплести рыболовную сеть или сделать персональный оберег). Поохотиться в местных лесах и выловить рыбу из холодной северной чистейшей реки Сыня,  которая берет свое начало далеко в горах приполярного Урала, где редко ступает нога человека. Приготовить обед или ужин, согласно местным традициям с добавлением традиционных ягод из леса и тундры (брусники, морошки и пр.).

На Севере проживают животные, без которых не выжить северному человеку. Олень - это не только транспортное средство, но и дом, и ночлег, и еда, и одежда для коренного населения. Здесь, на ЯМАЛе, можно побывать в настоящем действующем стойбище, покормить и полюбоваться этими красивыми животными, переночевать в настоящем чуме, послушать народные придания и узнать некоторые тайны из жизни оленеводов. Ярким и незабываемым моментом путешествия будет участие в традиционном древнем священном обряде хантов - Медвежьи игрища:

С культом медведя, или с Хозяином, как говорят в этих краях, связан один из главных и самобытных обрядов на ЯМАЛе, который и вы сможете посетить. Проходит он не часто, все зависит от того, "пришел ли Хозяин". Если выбор сделан, определяют время и место проведения. Собираются гости в национальных костюмах. В течение 4-5 дней ханты поют песни, разыгрывают сценки, обильно питаются блюдами национальной кухни, общаются. К этой многовековой традиции, привлекают детей (во время сценок показывают и рассказывают об устройстве мира, о том, как жить, любить, почитать Богов, воспитывать детей), о том, что такое хорошо и плохо тоже можно узнать, побывав на этом удивительном обряде.

Во время пребывания на обряде, также можно познакомиться с бытом ханты, собственноручно поставить чум, принять участие в сценках и играх, которые запомнятся вам надолго.

Сроки проведения путешествия согласовываются заранее (указываются в графике клубных снегоходных экспедиций).

Регион проведения экспедиции: Ямало-Ненецкий Автономный Округ.

Уровень сложности предлагаемого маршрута – комфорт.

Цель путешествия: Знакомство с культурой и бытом коренных малочисленных народов Севера, позволяющее приобщить современного человека к истокам и традициям древней культуры. Расширение представлений о материальной и духовной культуре народов, проживающих на территории Северных регионов России.

Активная часть путешествия - зимняя рыбалка на рыбу северных рек, составляющую основной рацион питания ханты: сырок, щука, хариус и таймень, охота на боровую дичь, хантыйские танцы, соревнования, посещение стойбища оленеводов.

- Вы увидите своими глазами уникальный обряд народов ханты - «Медвежьи игрища»,  и прикоснётесь к таинству этого действа, через песни, танцы и сценки;
- Вы посетите далекий хантыйский поселок сынских ханты, приобщитесь к быту, культуре и традициям этого удивительного народа;
- Вы познакомитесь с настоящими шаманами, обладающими древними знаниями прорицания и исцеления, примите участие в настоящем шаманском обряде и празднике; 
- Вы сделаете памятные сувениры своими руками из традиционных для севера материалов – бересты, кости, сукна, бисера, а так же у вас будет возможность сделать уникальные фотографии священных для ханты мест;
- Вы совершите незабываемое путешествие на снегоходе или в оленьей упряжке по зимней реке Сыне;
- Вы побываете в традиционной хантыйской деревне, очень далеко от цивилизации, посетите стойбище оленей, приобщитесь к традиционному виду рыбалки, к охоте и другим таёжным промыслам;
- Вы научитесь управлять традиционным хантыйским средством передвижения, запряженными оленями нартами;
Вы познакомитесь с Ямальским Севером России, насладитесь чистотой и первозданностью природы ЯМАЛА, умоетесь чистейшей водой ледниковой реки Полярного Урала;
- Вы отведаете блюда традиционной хантыйской  кухни: строганину, оленину, медвежатину, хантыйскую уху, ягоду и прочие вкусности;
- Вы порыбачите на дикого хариуса, половите трофейных щук, которые настолько огромны, что вытащить их можно только сетями;
- Вы отдохнёте от городской суеты  в хорошей компании интересных людей в далеком хантыйском поселке;
- Если повезет, вы полюбуетесь захватывающим северным сиянием - природным явлением способным удивить и потрясти своей завораживающей и чарующей величественностью;
- Возможно, вы встретитесь с  дикими зверями - лосями, оленями, соболями и росомахами, многочисленными следами которых истоптаны все таёжные тропы;
- Вы насладитесь незабываемым отдыхом в  суровой красоте Cеверных широт ЯНАО;
- На время путешествия вы забудете о городе, его проблемах и стрессах, станете другим человеком - настоящим таёжным жителем. Испытаете на себе действия сил природы, их дикость и первозданность. Откроете для себя иной мир. Мир настоящих людей, природной красоты и свободы.

Медвежий праздник проходит в красивейших местах Полярного Урала - на территориях родовых угодий ханты, в условиях низких зимних температур. Часть путешествия проходит по скованному льдом руслу реки Сыни, священной для народа ханты, по зимникам и снегоходным тропам, ведущим в хантыйские избы и посёлки, деревни и оленьи стойбища.

Территория ЯМАЛА огромна - это один из самых неведомых труднодоступных районов. Край лесотундры, переходящей в бескрайние просторы тундры.

Приняв участие в событии «Медвежий праздник Ханты», путешественники совершат путешествие в жилой поселок племени ханты - Овгорт и старинную деревню на берегу реки Сыня – Вытвожгорт, которые расположены вдали от цивилизации, в приполярной тундре. Здесь живут в глубокой автономии представители коренного этноса - ханты. Участники группы побывают в условиях абсолютно дикой природы, где могут встретиться с местными лесными обитателями: волками, куницами, лосями, росомахами, рысью, дикими северными оленями. Добраться до хантыйских населенных пунктов - настоящее приключение – почти тысяча километров по федеральной и несколько сотен километров по зимней дороге.

В этом зимнем путешествии, для комфортного отдыха и размещения участников, мы предлагаем воспользоваться услугами гостиницы-общежития в поселке Овгорт.

Уникальная и величественная природа, крепкие морозы и снежные насыпи, лесные тропы, истоптанные дикими зверями, священная река Сыня, кишащая разнообразной рыбой, — все это создает оптимальные условия для путешествия на рыбалку и охоту в холодное время года. С приходом зимних морозов особенно ценятся здешние места среди рыбаков, которые регулярно наведываются на ЯМАЛ, на излюбленные и недоступные летом озёра и реки - за трофейной рыбой и приключениями.

На протяжении всего путешествия команду туристов-снегоходчиков будут сопровождать квалифицированные специалисты клуба: руководитель группы, член Русского Географического общества Владимир Анищенко и профессиональный гид-культуролог Мария Волобуева.

Анищенко Владимир Станиславович: Член Русского Географического Общества, специалист по традиционной народной культуре народов Урала, эксперт в области криптозоологии, минералогии и геологии коллекционных минералов и самоцветов Урала и Сибири, эрудит по культуре коренных народов Приполярного и Полярного Урала Волобуева Мария Викторовна. Культуролог, мастер по художественной обработке шерсти, специалист по народным художественным промыслам, исследователь традиционной культуры малых народов России.

Также по желанию участников экспедиции возможно включение в состав группы профессионального шеф-повара и местного проводника - ханты, который проведёт команду по маршруту в своих угодьях, расскажет о древних преданиях и легендах, покажет скрытые от постороннего взгляда хантыйские тайники, священные лабазы, амбары-сумьяхи, урочища и святыни.

Предлагаемое путешествие будет очень интересно путешественникам ввиду недоступности местности, которая крайне редко посещается туристами, рыбаками и охотниками из-за отсутствия автомобильных дорог. Это абсолютно дикая местность, для которой характерно полное отсутствие цивилизации, ханты живут в дальних урманах в полной автономии, в непривычных для современного человека условиях, также как и многие века назад.

Питание группы осуществляется по предлагаемому местному хантыйскому меню. По дополнительной заявке, в полевых условиях предоставляется ресторанные блюда на выбор: северная кухня, либо блюда русской охотничьей и рыболовной кухни, или же по предпочтению команды: итальянская, французская, восточная и европейская кухни. Шеф-повар-профессионал, имеющий опыт более уже 15 лет, приготовит самые изысканные блюда и удивит манерой подачи блюд и сервировкой стола даже самых требовательных гурманов-едоков.

Примерная предлагаемая программа путешествия:

1 день. Трансфер. Свердловская область - ХМАО.
Ранний выезд автотранспортом из  г. Екатеринбурга в пос. Овгорт (расстояние 1200 км, 900км по автодороге и 300км по зимнику). Для того, чтобы добраться до пос. Овгорт необходимо около 30 часов. Возможна остановка на ночь (по ситуации) в: г. Югорске (ХМАО), / г. Нягани (ХМАО) / г. Березово (ХМАО). Размещение в гостинице (за собственный счёт).

2 день. Продолжение пути. Прибытие в пос. Овгорт, Шурышкарский район, ЯНАО.
Завтрак (за собственный счёт). Выезд в пос. Овгорт. Дальнейший путь проходит вдоль бесконечного югорского газопровода Северный Поток по белоснежному и бескрайнему зимнику, через удивительную жемчужинку на краю Земли – поселок Берёзово, где провел свои последние дни знаменитый сподвижник Петра-1 Александр Меншиков. По предварительному согласованию возможна обзорная экскурсия с возможным посещением музеев и основных достопримечательностей: Изящной церкви на утесе с интересной, оставшаяся в живых архитектурой, музеем и даже местным аэропортом. Прибытие в пос. Овгорт. Размещение в гостинице-общежитии либо интернате (комнаты на 2-4 чел.). Ужин. Ночлег.

3 день. Хантыйский посёлок Овгорт . Знакомство с бытом ханты.
Завтрак в пос. Овгорт. Знакомство с укладом семьи ханты. Посещение краеведческого музея пос. Овгорт с проведением мастер-класса. Знакомство с традицией «Медвежьих игрищ». После обеда - выезд во посёлок Вытвожгорт. Дорога по зимнику (вверх по реке Сыне) - 22км.  Знакомство с семьёй ханты Куртямовых. Знакомство с традиционным современным укладом ханты в деревянном доме местных жителей. Чаепитие в традициях хантов.  Экскурсия по деревне. Посещение 100-летнего дома. Установка чума. Обед. Посещение священных мест (Женщины и мужчины отдельно). Проведение Обряда. Размещение в деревенском доме.  Мастер-класс по изготовлению орнамента из меха оленя (для женщин), плетение сети (для мужчин). Прогулка «по звездному небу» и если повезет, можно увидеть северное сияние. Баня. Ужин. Отбой (ночевка в доме).

СПРАВКА: Медвежьи игрища – Пупи Хот. Традиции, связанные с медвежьим праздником находят отголоски в различных культурах. Культ медведя, как старшего брата, или сына Бога почитался у многих народов. До наших дней, традиции медвежьего праздника в том виде, в котором проводили испокон веков, сохранилась лишь у обских угров. Праздник не привязан к календарной дате. Он может проходить как один раз в несколько лет, так и каждый год (как Медведь решит). Как и у многих народов, все праздники проводятся на растущую луну.  Место проведения, родовое поселение, того, кто (или где) совершил – ритуал убийства медведя. Ведь в традиции ханты нет понятия охоты на медведя. Хозяина леса могут убить лишь в том случае, если он несет реальную угрозу человеку. Именно Этого Хозяина праздника обнаружили в этой самой деревне. Пришел и жил несколько дней, пока не подъел хозяйские припасы на зиму, тем самым создав опасность для жителей. Сам обряд «Медвежьи игрища» проводится от 4 (либо 3) до 5 (либо 4) дней. В первом случае, если это самка медведя, во втором, если  самец. Шкуру медведя складывают определенным образом в жертвенную  позу ( когда голова находятся между лап, в одной плоскости). Глаза и нос закрывают монетами или берестой, чтобы хозяин не чуял присутствия человека. Сверху накидывают платком. Рядом с Хозяином в течение всех дней праздника сидит специально избранный человек, в его обязанности входит делать зарубки на деревянном колышке – фиксируя количество спетых песен на обряде  за все дни.

4 день. Начало праздника. Пос. Вытвожгорт, Шурышкарский район. ЯНАО.
Утро. Завтрак. Начало праздника "Медвежьи игрища". Сценарий игрищ проходит по казымской традиции (около 300 песен сохранилась, благодаря сохранившимся записям).  В течение дня исполняются песни, танцы, разыгрываются сценки, описывающие структуру мира, возвышающие богов, высмеивающие человеческие пороки и прочие недостатки. Каждый день имеет четкую структуру. В день исполняется нечетное количество песен. Количество участников тоже нечетное –  1 ведущий шаман и 3 или 5 мужчин, встают перед головой медведя, берутся за мизинцы и поют о встрече человека с медведем и раскачиваясь в такт поют обрядовые песни. С утра шаманами ханты проводится гадание . Определяется тот ханты, кто будет проводить обряд. Спрашивают у Хозяина. Туша весит прилично, хоть и разделана давно, но странные вещи происходят во время гадания - кто то не может ее оторвать от земли, а тот, кто почувствовал в этой тушке пушинку, тому и вести праздник. К полудню общий сбор. В родовую деревню Вытвожгорт прибывают гости из разных сторон. После расспросов Медведя, оленеводы едут за оленями на стойбище оленеводов (для жертвоприношения). Мужчины и женщины располагаются отдельно - так здесь положено. Женщины не имеют права заходить за территорию чума, где командуют мужчины. На запряженных нартах привозят Медведя. Несколько раз объезжают обрядовый чум, с криками, оповещающими приезд Хозяина праздника (5 раз: 3 подряд и 2 через паузу) с особыми криками мужчины, чтобы Медведь впустил в чум). В это время чум окуривается чагой  и шкурой выдры – так ханты освещают и очищают пространство. На дым накладывается энергия чистой воды и чистого зверя. Самого Хозяина (так называют главное действующее лицо праздника  - Медведя) вносят в чум с южной стороны, для него был сделан отдельный вход.  Затем каждый гость, приносит  дары: платки, ткани, рубашки, украшения и кушанья: конфеты, печенья, ягоды и прочие преподношения для освящения. Каждому входящему в чум шаманы обтирают лицо снегом, что символизирует воду (очищение перед началом праздника).
В обрядовых песнях рассказывает о небесном происхождении медведя, который наказан Отцом Торумом за нарушение запретов. Небесный отец не позволял  трогать оленьи стада, ни разорять лабазы и дома и не разрушать людские могилы, но голодный зверь забывает об этом и учиняет разбой. Мать-Земля вступается за людей, пророча медведю небесную кару. В лице охотника приходит смерть зверю. Так медведь становится смертным, но душа его должна вернутся на небо. В процессе праздника исполняются мужские и женские танцы. По поверью, каждый гость обязан танцевать, иначе Хозяин может обидеться и послать неприятность.
День. Посещение стойбища оленей для выбора жертвенного оленя. Обед в стойбище. Тренировка в метании маута на хорей. Ловля оленя арканом. Прогулка по лесу, знакомство с флорой и фауной лесотундры. Проводники ханты учат путешественников читать следы зверей  на снегу.   
Вечер. Возвращение в пос. Вытвожгорт. В течение дня в посёлке проходит обряд жертвоприношения. Шаманы ханты забивают священного оленя, преподносят его в дар Богам, день заканчивается коллективной трапезой - ужином, камланием и пением хантыйских песен. Песни поют до глубокой ночи, заканчивают «убаюкивающей песней» - ил вэлттаты ар, на голову Медведя накидывают платок, символизирующий  спящее животное. Несмотря на то, что чум практически не отапливается, гости находятся в чуме и участвуют в обряде  и только потом все расходятся до следующего дня. Отбой.

5 день. Продолжение праздника "Медвежьи игрища".
Утро. Завтрак. Продолжение праздника "Медвежьи игрища". День начинается с песни пробуждения – нух киллтаты ар когда откидывается наброшенный на медведя платок. Когда медведь разбужен, перед ним обязательно ставят чашу с дымом чаги, очищая новые дары и яства. Песни посвящены духам - охранителям – рода, хозяевам рек, лесов и пр. Обращаются к богам верхнего мира, песни-духов покровителей, так называемые миш ар. Своим чередом идут медвежьи песни. Появляются персонажи в берестяных масках. Все участники сценок и танцев – мужчины. Если по роли необходимо присутствие женского персонажа - мужчина покрывает голову раскрытым платком, закрывая при этом полностью голову. Этот блок песен, посвящен высмеиванию человеческих пороков.
День. Продолжение знакомства с жизнью хантов. Выезд на реку. Рыбалка на трофейную щуку  (подледная, традиционная). Возвращение в посёлок. Приготовление обеда. Мастер-класс. Просмотр фильма «Сага о хантах». Баня (по желанию). Продолжение праздника "Медвежьи игрища". Следующая часть праздника  - вечерние песни, посвященные лесным божествам –  менвкам. По окончании песнопений - ужин. Отбой.

6 день. Окончание праздника "Медвежьи игрища".
Утро. Завтрак. Продолжение праздника "Медвежьи игрища". День начинается с песни аланг ар – утренней песни, продолжает Полум - Торум. После завершения Полум - Торум, начинаются песни для духов покровителей. Представлены тесты песен обских, кунаватских и  казымских племён ханты. Последовательность песен согласовывался с Медведем посредством гадания. В конце Медвежьего праздника появляются персонажи, изображающие птиц и зверей. В их коварный план входит кража души медведя, чтоб он не возродился. Участники игрищ отгоняют непрошенных гостей, сохраняя тем самым душу медведя. Последняя песня на празднике - направление души медведя на небо. Для этого отверстие чума закрывают шкурой оленя. Поют в  тёмном чуме. После окончания песни, всех участников праздника «вышвыривают» из  чума. Перед  чучелом медведя ставят тарелку с мукой, в которой проявляется след медведя, говорящий о том, что  праздник состоится на будущий год. Медведя в жертвенной позе переносят на специально подготовленную для этого нарту. Исполнители обрядов также выходят из  чума оттуда, откуда был перемещен медведь. Это территория только для мужчин. Здесь проходит сакральная часть праздника. Мужчины гадают на предстоящую охоту, устраиваются  состязания с кривым луком, кривыми стрелами и каждый участник должен попасть в узор, вырубленный на дереве. Поют песни о душе медведя. Если зверь согласится быть духом-хранителем, его душа отправится на небо, если нет – останется с медведем. Здесь же,  в святом месте, одаривают главных исполнителей обряда. После проведения финальной части праздника - праздничный ужин для гостей с поеданием медвежатины (по желанию), дегустацией местных блюд хантыйской кухни, состоящих из оленины, строганины, национальных рыбных блюд из сырка, щуки, хариуса и тайменя, прочие угощения и десерты для гостей.

СПРАВКА:  Уникальность традиционного праздника обских угров – Медвежьи игрища, заключается в том, что в течение 4-5 дней дается повествование об устройстве мира, о взаимоотношениях между людьми, об отношении к природе.  Здесь все меняется местами – день и ночь. Начало действий происходит в середине дня и заканчивается под утро. Это своего рода – энциклопедия жизни ханты.  Потому-то традиция эта сохранилась и живет, развивается и с каждым годом расширяет границы и территориальные и национальные.  В средине IXX века, венгерский ученый Антал Регули, путешествуя по Северному Уралу искал исторические  корни своего народа. Собирая фольклор, он сделал важное для самооценки обских угров открытие: оказывается их «песенки» представляют ценность для других людей, других народов. Их картина мира кому-то еще нужна.

7 день. Свободное время.
Утро. Завтрак. Посещение площадки «Медвежьих игрищ» и участие в обряде. Обед. Обмен опытом. Мастер-класс по изготовлению сувениров. Заключительный ужин. Подведение итогов. Вручение сертификатов «посвящение в ханты». В дневное время для желающих может быть проведена экскурсионная прогулка по тайге с опытным таёжным жителем - ханты. Также может быть проведена охота, включающая в себя установку ловушек, охоту на боровую птицу и дичь. По желанию гостей, возможно посещение стойбища оленеводов. Возвращение на ужин в посёлок Вытвожгорт.

8 день..Возвращение в пос. Овгорт
Утро. Ранний подъём. Завтрак. Прощание с семьями ханты. Упаковка личных вещей. Ранний отъезд в пос. Овгорт и в г. Екатеринбург. Обратный путь на автотранспорте через г. Березово (По согласованию с группой, остановка на ночь в г. Нягань / либо в г. Югорск / либо в г. Ивдель, по дорожной ситуации). Размещение в отелях транзитных городов осуществляется за собственный счёт.

9 день..Возвращение в Екатеринбург.
Ранний выезд автотранспортом из г. Нягань / г. Югорск / г. Ивдель. Трансфер в г. Екатеринбург.  Окончание путешествия. Разъезд участников.

За время, проведённое в этом мероприятии, участники путешествия полностью погружаются в аутентичную среду жизни коренных народов, населяющих Большой Урал. Медвежьи игрища по праву можно назвать шедевром нематериального культурного наследия человечества.  И это счастье, что есть народы, где получается сохранить традиции и более того, передать их потомкам, как это делают хранители Пупи Хот в ЯНАО.


Возврат к списку

Ваше Имя
Ваш email
Ваш телефон
Сообщение

* - обязательные поля