Беломорско-Балтийский канал

Регион: Республика Карелия
Город: г. Медвежьегорск
"Беломорско-Балтийский канал" представляет собой систему гидротехнических сооружений, жилых и административных зданий, памятных мест подневольного труда и места захоронения погибших политических заключенных сталинского времени ("каналоармейцев").

Водный путь из центра страны на север был хорошо известен уже в XVI - XVII веках, и не только жителям Обонежья, но и новгородцам, москвичам, жителям далекого Киева да, и, пожалуй, каждому верующему русичу. Через Повенец и Сумский Посад пролегала "тропа богомольцев" к святыням Соловецкого монастыря.  Летом 1702 года через эти места тысячи русских крестьян проложили знаменитую "Осудареву дорогу". О необходимости постройки канала говорилось с XIX века. Этой проблемой занималась Государственная дума, рассматривались проекты будущего канала. Однако, ни один из них не был реализован из-за большого объема работ, требовавших огромных финансовых затрат.

18 февраля 1931 года Совет Труда и Обороны СССР принял решение о начале еще одной "сверхударной" стройки - сооружении Беломорско-Балтийского водного пути. Это было сооружение, грандиозное даже по сегодняшним меркам: более ста сложнейших гидротехнических объектов были построены за 1 год и 9 месяцев. Построены при минимальных затратах металла и цемента - основными строительными материалами были дерево, камень и песок. Построены без особой техники - топором и лопатой, зубилом и кувалдой.

Однако особенность этой стройки не только в технических достижениях. Канал строили более ста тысяч заключенных из специально организованного Беломорско-Балтийского исправительно-трудового лагеря,  и, как утверждало Постановление ЦИКа Союза от 4 августа 1933 года, благодаря этому "полностью освобождены от дальнейшего отбывания мер социальной защиты 12 484 человека, как вполне исправившиеся и ставшие полезными для социалистического строительства, и сокращены сроки отбывания мер защиты в отношении 59 516 человека, проявивших себя энергичными работниками на строительстве".

Беломорско-Балтийский канал

В результате водный путь между Балтийским и Белым морями сократился в 4 раза. Общая длина этой водной дороги - 227 километров, из них 37 километров - искусственный путь. В систему входят более 100 сложных гидротехнических сооружений, в том числе: 19 шлюзов, 15 плотин, 49 дамб, 12 водоспусков и другие гидротехнические сооружения. Так как средняя глубина канала около 5 метров. Беломорско-Балтийский канал проходит через три района Карелии, соединяя Онежское озеро и Белое море. Начало канала - вблизи города Повенца, в Повенецкой губе Онежского озера. Он имеет два склона: южный (Балтийский),длиной 10 км , разность уровней воды 70 м, 7 шлюзов  и северный (Беломорский), 190 км, разность уровней воды 102 м, 12 шлюзов, соединенных водораздельным бьефом. Длина его 22 км, он состоит из нескольких озер, в том числе Узкое, Выг и водораздельного канала.

В годы Великой Отечественной войны в южной части канала 8 шлюзов и 19 плотин и дамб была полностью разрушены. Но уже в навигацию 1946 года восстановленный канал снова работал, при этом обновленный конструктивно: по нему стало возможно движение крупнотоннажных судов.

Строительство Беломорско-Балтийского водного пути, канала, а затем и мощного производственно-транспортного комбината, дало жизнь Беломорску, Надвоицам, Сегеже, Медвежьегорску и огромному лесному краю от Белого моря до Онежского озера. К началу 21 века водная система ББК представляет собой каскад водохранилищ и гидроузлов.

Беломорско-Балтийский канал

Беломорско-Балтийский канал

Адрес:
Телефон:
E-mail:
Сайт:

Туры такого же вида туризма

Беломорско-Балтийский канал

"Беломорско-Балтийский канал" представляет собой систему гидротехнических сооружений, жилых и административных зданий, памятных мест подневольного труда и места

Золотые Ворота г. Элиста

Золотые Ворота «Алтн Босх» в городе Элиста Калмыкия. Золотые Ворота выполнены в традициях буддийской архитектуры. Двадцать восемь картин иллюстрируют страницы

Рязанский Кремль

Жемчужина Рязани — Рязанский кремль — историческое, древнейшее ядро города. За свою историю Кремль неоднократно перестаивался и с течением времени здесь сложился целый

Чёртов мост в Торжке

Уникальнейшее инженерное сооружение XVIII века в центре Тверской области, тайны сооружения которого так и остались неразгаданными. В 1751 году этот удивительный мост через реку

Золотые Ворота во Владимире

Во Владимире сохранился удивительный памятник русской оборонительной архитектуры - Золотые Ворота. Как и многие подобные здания, возведенные еще в 1164 г. они выполняли не

Суздальский кремль

Одна из древнейших сохранившихся в нашей стране крепостей – Суздальский кремль. Основанный в X в., он сохранился достаточно хорошо, а ценность кремля как исторического

Вологодский Кремль

Строительство крепостей в России всегда имело особенный характер — зодчие возводили стены укреплений так, чтобы они были не только прочны, но и красивы. Начиная с Кремля в

Замок в поселке Рамонь

Замок принцессы Ольденбургской в поселке Рамонь в Воронежской области является главной достопримечательностью не только самого поселка, но и всей области. Император Александр

Триумфальная колонна

На главной площади Калиниграда, площади Победы, 22 июня 2013 года, после почти семилетних споров о том, как должна выглядеть Триумфальная колонна Победы, состоялось ее

Рыбная деревня

В Калининград туристы приезжают, чтобы наслаждаться спокойствием и красотой узких улочек. Достопримечательности города отличаются колоритом, оригинальностью и разнообразием, и

Ваше Имя Ваш email Ваш телефон

* - обязательные поля