Священный остров Вайгач

Регион: Ненецкий автономный округ
Город: Варнек
Арктика считается одним из красивейших мест на планете. Различные ландшафты, богатая флора и фауна - все здесь поражает своим великолепием и разнообразием. Вот только наряду с тем, что здесь необыкновенно красиво, сюда очень трудно добраться. Даже сейчас, в двадцать первом веке, организовываются малочисленные экспедиции и существуют перебои с поставкой продуктов местному населению. Возможно, такое невнимание вызвано тем, что из этих местностей за столетия постарались выкачать практически все, что было, а теперь интерес угас, и оставшееся запустение стало никому не нужно. Именно там, практически на краю света, расположился священный остров Вайгач, о котором и слышали, к сожалению, немногие.

Он находится на границе Карского и Баренцева морей, от континента отделен лишь водами Югорского шара, а от Новой земли — Карскими воротами.

Почему же этот остров называют священным? Оказывается, на острове Вайгач располагаются самые древние, из всех известных человечеству, святилища ненецкого народа. Сейчас эти места находятся в плачевном состоянии, хотя территория острова является заказником. А несколько столетий назад ненцы съезжались сюда со всех сторон тундры, чтобы отдать почести  своим богам.

У народа существовало предание, что два каменных идола, находящиеся на территории острова — это олицетворение их божества. Один – Вэсако (Старик) находился на самом краю острова с юга, другой – Ходако (Старуха) на противоположном краю острова, с севера. Вэсако представлял собой фигуру с «семью лицами», он был окружен деревянными идолами, которые олицетворяли мужчин, женщин и детей. Вэсако ненцы считали хозяином острова, приносили ему жертвенных животных, молились ему, просили помощи в промысле и кочевой жизни. Рядом с каменной фигурой, в скале, располагается небольшая трещина, по преданию, из нее порой доносился страшный вой грозного Вэсако, что повергало в страх местных жителей.

Каменный идол Ходако чем-то напоминал фигуру человека. Ее ненцы считали покровительницей промыслов и матерью земли. Говорят, что у Вэсако и Ходако родилось четыре сына, отправившихся по разным сторонам тундры.

Столетие за столетием для поклонения своим богам сюда приезжали ненцы, приносили в жертву белых медведей и оленей, проливали кровь над жертвенниками, оставляли другие подношения взамен помощи на свои просьбы и мольбы. Настолько сильна была вера самоедов (ненцов) в своих богов, что они даже не смели охотиться и срывать цветы рядом со святилищами. Но длилось это все относительно недолго: после обращения ненцев в христианство, началось беспощадное крушение памятников истории. Сами коренные жители, еще недавно приносившие сюда дары богам, нещадно разрушали все вокруг. А те, кто не принял христианство, создали другое место поклонения своим богам, которое тщательно скрывали.

После того, как все утихло, на острове не осталось постоянного населения, а приезжавшие сюда ненцы продолжали разрушать священные места. С этих времен остров стали использовать лишь как место для промыслов и добычи полезных ископаемых. Население вновь стало расти за счет заключенных, ссылаемых сюда на работу, и желающих заработать людей, живущих неподалеку. Беспощадно велась охота на оленей, песцов, моржей, тюленей. Дошло до того, что популяции животных стремительно падали и остров, наконец-то, объявили заказником, запретили охоту и рыболовство всем, кроме местного населения для пропитания.

Лишь в последние десятилетия ситуация на острове улучшилась — здесь стали проводить попытки восстановления и реконструкции исторический памятников и восстановление популяции животных. Сейчас рассматривается предложение о создании на священном Вайгаче природного парка, где охранялись бы редкие виды животных, и имел место экологический туризм. Создание этого парка также бы обеспечило работой некоторое население острова и привлекло туристов. Нужно во что бы то ни стало сохранить природное разнообразие и культурное наследие этого священного острова.

Священный остров Вайгач

Адрес:
Телефон: +7 (81857) 2-46-22
E-mail: adm-yushar@mail.ru
Сайт: www.adm-yushar.ru

Туры такого же вида туризма

Царёв Курган

Происхождение названия неизвестно. Существует несколько легенд и предположений на эту тему. По одному преданию здесь похоронен татарский хан, и на его могилу каждый воин принес

Никольский родник в Каменной Чаше

В 1998 г. здесь была построена деревянная часовня, сожженная осенью 2000 г. В 2002 г. часовня восстановлена в кирпиче.

Никольский родник -

Штольни в с. Ширяево

Разработка штолен началась в Ширяево еще до революции, а после нее продолжилась в еще больших масштабах. Наиболее удаленные от Ширяево штольни были пробиты в период с 20 до 50-х

Гора Светелка

Гора Светелка известна как «место силы». Её нередко сравнивают с английским Стоунхенджем и пирамидами Майа. Говорят, что над Светелкой можно часто наблюдать

Рачейский бор

В 12 километрах северо-восточнее села Старая Рачейка расположено село Смолькино. Добраться до него можно по широкой асфальтовой дороге, которая идет вдоль лесопосадки, а затем

Вертолётка

В ясную погоду с вертолётной площадки хорошо видна Самара, противоположный берег Волги с Белой горой, остров Зелёненький, посёлок Красная глинка. Раньше это был просто пустырь,

Утёс Сокол или Петров Камень

С запада, примерно на середине склона Лысой горы Морквашей, отчетливо выделяется отдельная скала-шихан - утес Сокол. Очертания шихана очень напоминают голову хищной птицы, а

Ленские столбы

Ленские столбы — это уникальный природный заповедник, расположенный в Якутии на реке Лена. Местные жители частенько в летнее время года выезжают на Ленские столбы на

Гора Высокая

Когда проезжаешь по дороге от Старого Якушкина на Васильевку, то самой приметной частью пейзажа остается похожая на гигантскую скирду сена гора. Расположена она вдоль

Денисова пещера

Денисова пещера расположена в долине реки Ануй, на границе Алтайского края и Республики Алтай, в 4 километрах от деревни Черный Ануй и в 40 км от районного центра Солонешное

Ваше Имя Ваш email Ваш телефон

* - обязательные поля