Путешествуй в России: Природа

Арктика считается одним из красивейших мест на планете. Различные ландшафты, богатая флора и фауна - все здесь поражает своим великолепием и разнообразием. Вот только наряду с тем, что здесь необыкновенно красиво, сюда очень трудно добраться. Даже сейчас, в двадцать первом веке, организовываются малочисленные экспедиции и существуют перебои с поставкой продуктов местному населению. Возможно, такое невнимание вызвано тем, что из этих местностей за столетия постарались выкачать практически все, что было, а теперь интерес угас, и оставшееся запустение стало никому не нужно. Именно там, практически на краю света, расположился священный остров Вайгач, о котором и слышали, к сожалению, немногие.

Он находится на границе Карского и Баренцева морей, от континента отделен лишь водами Югорского шара, а от Новой земли — Карскими воротами.

Почему же этот остров называют священным? Оказывается, на острове Вайгач располагаются самые древние, из всех известных человечеству, святилища ненецкого народа. Сейчас эти места находятся в плачевном состоянии, хотя территория острова является заказником. А несколько столетий назад ненцы съезжались сюда со всех сторон тундры, чтобы отдать почести  своим богам.

У народа существовало предание, что два каменных идола, находящиеся на территории острова — это олицетворение их божества. Один – Вэсако (Старик) находился на самом краю острова с юга, другой – Ходако (Старуха) на противоположном краю острова, с севера. Вэсако представлял собой фигуру с «семью лицами», он был окружен деревянными идолами, которые олицетворяли мужчин, женщин и детей. Вэсако ненцы считали хозяином острова, приносили ему жертвенных животных, молились ему, просили помощи в промысле и кочевой жизни. Рядом с каменной фигурой, в скале, располагается небольшая трещина, по преданию, из нее порой доносился страшный вой грозного Вэсако, что повергало в страх местных жителей.

Каменный идол Ходако чем-то напоминал фигуру человека. Ее ненцы считали покровительницей промыслов и матерью земли. Говорят, что у Вэсако и Ходако родилось четыре сына, отправившихся по разным сторонам тундры.

Столетие за столетием для поклонения своим богам сюда приезжали ненцы, приносили в жертву белых медведей и оленей, проливали кровь над жертвенниками, оставляли другие подношения взамен помощи на свои просьбы и мольбы. Настолько сильна была вера самоедов (ненцов) в своих богов, что они даже не смели охотиться и срывать цветы рядом со святилищами. Но длилось это все относительно недолго: после обращения ненцев в христианство, началось беспощадное крушение памятников истории. Сами коренные жители, еще недавно приносившие сюда дары богам, нещадно разрушали все вокруг. А те, кто не принял христианство, создали другое место поклонения своим богам, которое тщательно скрывали.

После того, как все утихло, на острове не осталось постоянного населения, а приезжавшие сюда ненцы продолжали разрушать священные места. С этих времен остров стали использовать лишь как место для промыслов и добычи полезных ископаемых. Население вновь стало расти за счет заключенных, ссылаемых сюда на работу, и желающих заработать людей, живущих неподалеку. Беспощадно велась охота на оленей, песцов, моржей, тюленей. Дошло до того, что популяции животных стремительно падали и остров, наконец-то, объявили заказником, запретили охоту и рыболовство всем, кроме местного населения для пропитания.

Лишь в последние десятилетия ситуация на острове улучшилась — здесь стали проводить попытки восстановления и реконструкции исторический памятников и восстановление популяции животных. Сейчас рассматривается предложение о создании на священном Вайгаче природного парка, где охранялись бы редкие виды животных, и имел место экологический туризм. Создание этого парка также бы обеспечило работой некоторое население острова и привлекло туристов. Нужно во что бы то ни стало сохранить природное разнообразие и культурное наследие этого священного острова.