Путешествуй в России: Музеи

Полное название музея Царицыно вряд ли знают все москвичи. Звучит оно следующим образом — Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно». Он же — один из самых известных в стране музеев, один из крупнейших выставочных комплексов в столице, самый большой музей-заповедник на территории Москвы. В состав музея входит великолепный дворцово-парковый ансамбль Царицыно, Царицынские пруды, а также пейзажный парк. С 1998 года музей носит гордый статус особо охраняемой природной территории.

Несмотря на то, что фактическое «рождение» Царицына состоялось лишь в XVIII веке, история его, как и многих других селений в центральной части страны, началась гораздо раньше. 

В середине XVII столетия уже известно село Чёрная грязь, в которой располагается господская усадьба Стрешневых. Ни чем особенным в архитектурном плане она не выделялась, являя собой типичное сооружение своего времени. 

В 1683 году Черная грязь переходит к Голицыным. Поселение постепенно начинает свое преображение, меняется название села — теперь это Богородское (переименование связано с возведением церкви во имя Иконы Богоматери Живоносный Источник). Пока село принадлежало Голицыну, оно практически полностью изменило свое лицо. Это, впрочем, не удивительно — Голицын был фаворитом царицы Софьи, а потому в своих действиях мог не стесняться. 

Впрочем, счастье длилось не долго — после низложения Софьи Голицын лишается имения. Следующая светлая строка в его истории связана с фамилией Кантемира — после Прусского похода Петр даровал село князю Дмитрию, выстроившему здесь новый храм на месте прежней церкви, а также построивший усадьбу в китайском стиле. Тогда же были обустроены великолепные пруды, регулярный парк, сохранившийся еще от Голицыных.

Спустя 63 года (шел 1775 год) поместье увидела Екатерина Великая, которую поразила роскошь местных красот. Не особенно и торгуясь (выплатив 25 тысяч вместо 20, необходимых Кантемиру), Екатерина выкупила усадьбу. Уже спустя 28 дней она переехала в небольшой домик (всего из шести комнат), спешно возведенный для нее и князя Потемкина.

В ноябре того же года императрица распорядилась выделить 30 тысяч рублей на произведение в новом владении строительных работ. Пожеланий у императрицы было не так много — селение должно было соответствовать «готическому стилю», а парк должен быть «пейзажным».

Задание поручили выполнять Василию Баженову — первому русскому архитектору со времени Петра, которому предстояло решить столь масштабную задачу по указу императорского двора. Впрочем, с поставленной целью зодчий справился — сочетая классический стиль и желанную Екатериной готику, он создал великолепный проект, стиль которого был назван им «нежной готикой». В 1776 году начались строительные работы. Чтобы представить их масштаб, достаточно будет сказать — от имения Кантемиров здесь осталась одна лишь церковь. Первыми завершенными строениями стали Фигурный мост, Малый дворец, являвшийся, по сути, роскошной беседкой, домики неподалеку от моста. В следующем году заканчиваются работы по строительству Среднего дворца и Фигурных ворот. Баженов приступает к наиболее сложному этапу, в ходе которого появятся Большой дворец и Большой мост. Работы длились вплоть до 1785 года — года, когда предстояло возвести наибольшее количество зданий в Царицыне. Баженов постоянно находился здесь, руководя работами… Но ему катастрофически не хватало денег на строительство — получить 70 тысяч удалось лишь осенью, причем сумма эта составила лишь половину от обещанного императрицей. В этом году заканчивается Баженовский период строительства.

В 1986 году случилось событие почти невозможное — императрица решила, что главный дворец нуждается в перепланировке. Новый проект Баженова ее не устроил, а потому еще недавно ходивший в фаворитах архитектор был уволен. Место его занял Казаков, для реализации планов которого уже достроенный Баженовым Большой дворец был разобран до основания.

Его проект внимания заслуживал, однако и ему не суждено было воплотиться в том объеме, который был задуман: в связи с началом русско-турецкой войны, страна нуждалась в деньгах. А потому уже к 1790 году финансирование работ фактически прекратилось: было решено упростить планы по украшению фасада, лишить дворец одного этажа.

Работы по отделке здания начались лишь в 1795 году, а спустя год императрица скончалась. Новый же глава страны, Павел, приказал в Царицыне никаких работ не вести.

Последующая судьба Царицына достаточно печальна — в XIX веке было решено, что его земли должны приносить пользу и доход — постепенно разрушающиеся строения стали первоначально использоваться под «лечебницу для крестьян», а позже стали сдаваться под дачи. Летом Царицыно превращалось в огромное дачное поселение…

В советское время селением интересовались мало: первоначально здесь организовывали органы местной власти, затем открыли музей, проработавший до 1937 года, на смену которому пришли кинотеатр и сельский клуб. В некоторых домах организовывали коммуналки, храм переоборудовали под электроподстанцию.

В 60-х Царицыно вошло в состав столицы. От хаотичной застройки тех лет его спасло лишь решение установить здесь охранную зону. С начала 90-х годов здесь проходит масштабная реставрация, вызывающая множество сопоров. Кто знает, каким должен быть этот огромный музей императорских нравов XVIII века? Быть может, его судьба — пройти сквозь века недостроенным, но столь притягательным капризом своего времени? Как бы то ни было, но этот уголок кажется сказочным оазисом в каменных дебрях современной Москвы. 





  • Регион: Москва
  • Город: г. Москва
  • Как добраться: Проезд - м. Царицыно, Орехово
  • Телефон: +7 (495) 321-63-66
  • E-mail: press@tsaritsyno.net
  • Сайт: www.tsaritsyno-museum.ru/ru
  • Адрес: ул. Дольская, д.1
  •  
  • Просмотров: 1146