Путешествуй в России: Религия

Интересно, но старейший в России христианский памятник располагается не на исконно русских территориях, а неподалеку от границы с Грузией. Это — храм Тхаба-Ерды в Ингушетии, возраст которого приближается к 13 столетиям — согласно утерянной надписи на фасаде, построен он был еще в 820 году.

История этого храма так же удивительна, как все прошлое Кавказа. Например, интересен тот факт, что после основания Тхаба-Ерды, здесь жили старики из соседних аулов, а содержали их молодожены. Как это происходило?  Неподалеку от храма были нарисованы один в другом два круга. Узкая полоса, остававшаяся между границами окружностей, служила для… танцев: молодожены, согласно местному обычаю, должны были станцевать в этой полосе, не заступив за ее край. Когда кто-то из новобрачных заступал за черту, старики кричали: «Э-э, Нарто!». Это означало, что молодые должны выделить старикам провизию на три дня, и вернуться сюда через год, чтобы станцевать снова. Возвращалась пара до тех пор, пока им не удавалось не заступить за границу.

Впервые описан храм был в 1771 году. Квартирмейстер Штедер увидел его таким, каков он и сейчас (храм перестраивался лишь дважды — в XII и XV веках). Представляет собой здание симбиоз ингушской и грузинской архитектуры. Прямоугольный основной объем имеет длину в 17,5 метров и ширину в 7,5. При таких размерах толщина его стен достигает 1 метра. Интересно, что параллелепипед храма ориентирован не точно на восток, как принято в христианской традиции — главный фасад его несколько повернут к северу.

Планировка храма достаточно проста — внутри он разделен на четыре части, для чего в зальном пространстве установлены три пилона.

Огромную художественную ценность Тхаба-Ерды придают сохранившиеся рельефы и карнизы. Однако, если судить по расположению декоративных элементов, то можно прийти к выводу, что мы видим не первоначальное их расположение, а результат поздней перестройки. В этом плане наиболее дорог северный фасад, орнамент карниза которого сохранился в первозданном виде — это треугольные фигуры с лепестками, разбегающимися в разные стороны.

Интересны и сохранившиеся здесь участки скульптурных композиций. Так, например, на западном фасаде можно увидеть прекрасную, хотя и значительно разрушенную, композицию, представляющую собой арку, с вставленными в нее фигурами. Над головой центральной — плита, украшенная орнаментом, над ней ранее находилась модель храма. Рядом — фигура, держащая в левой руке, вытянутой к центральному персонажу композиции, крест, а в правой — меч. На восточной стене также можно увидеть объемные фигуры — в правой ее части (стена разделена рамой-аркой на две половины) находится человек, сражающийся со львом, а в левой — группа людей, осматривающих храм.

Великолепный храм, переживший все войны на чеченской земле, — памятник всероссийского значения. Ежегодно сюда приезжают тысячи человек, чтобы увидеть древнюю святыню.