Путешествуй в России: Религия

Великий Устюг — один из старейших городов России. К сожалению, зданий с момента его основания не сохранилось, а старейшее строение, дошедшее до наших дней, — Успенский собор, выстроенный в 1639-1658 годах.

Его «предки» появились на месте современного храма еще в 1290 году. С тех пор церкви Успения горели, разбирались, реконструировались, возводились заново… Последняя из них погибает в огне в 1631 году, после чего, спустя 6 лет, и был заложен пятиглавый собор, доживший до XXI века. Он неоднократно перестраивался: уже спустя 4 года после официального завершения строительства церковь достраивали на выделенные царем Алексеем Михайловичем деньги (крупную по тем временам сумму — 7500 рублей).

Впрочем, свой современный архитектурный облик собор принял гораздо позже, в результате множества перестроек, через которые он прошел за три с половиной столетия. Сегодня это не отдельно стоящее строение, а, можно сказать, целый комплекс, в состав которого входит небольшая теплая церковь у южной стороны фасада и высокая колокольня.
Церковь Благовещения была возведена в 1849 году, а колокольня — значительно раньше, в конце XVII столетия. Она также несколько раз перестраивалась. После последней реставрации она сохранила главную свою особенность — принадлежность к числу сложных сооружений, состоящих из двух соединенных объемов (один из них венчает шпиль, а другой — главка). Высота колокольни, после надстройки специальной звонницы для 1000-пудового колокола "Варлаам" (крупнейшего в городе), достигла 50 метров.

Сам Успенский собор выстроен в традиционном для своего времени монументальном стиле. В основании лежит куб, над которым поднимается восьмерик, в свою очередь над ним вызвышаются главы — 4 угловых и центральная, наиболее мощная. Современное убранство храма выполнено в XVIII веке. Интерьер достаточно богат, все соответствует преобладавшему тогда в архитектуре барочному стилю: венки, скульптуры, карнизы… Великолепный иконостас собора удивляет искусной резьбой — гирлянды цветов, обвивающих коринфские колонны, резные же и рамы у икон третьего яруса. Над оформлением помещения работали не только местные мастера, но и известнейшие художники из Москвы и Ярославля. В настоящее время подлинное величие иконостаса можно наблюдать благодаря столичным реставраторам, трудившимся над этим произведением искусства уже в те годы, когда Успенский  собор был передан краеведческому музею